Бегущие по граблям

beguschie po grablyam

Ошибки это плохо? (Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса!)

Система образования

Система образования, хоть наша, хоть не наша, наказывает за ошибки. В зависимости от количества и качества ошибок выставляется оценка. Учащийся приучается бояться ошибок. Самое страшное это то, что эмоции человека тоже приучаются к этой системе — в случае ошибки эмоции негативные.

С течением жизни эта система ценностей продолжается. И за ошибки карают лишением премии и далее вплоть до лишения занимаемой должности.

Система вроде понятная. Мастер делает мало ошибок или вовсе их не делает. Новичок делает много ошибок. И поэтому получает меньше, чем мастер. Если в команде кто-то сделал ошибку, то ухудшаются результаты всей команды. Это плохо, это крики, негативные эмоции, бессонные ночи и т.д. и т.п.

Поэтому куда бы мы не посмотрели, все стараются не делать ошибок и всячески их избегать.

Да что там стараются — просто ужас как боятся делать ошибки. Ошибка грозит увольнением и далее ухудшением уровня жизни вплоть до голодной смерти.

Это страшно и этот страх начинается в школе — с плохих отметок за ошибки.

Давайте рассмотрим, что происходит в школе. В школе учащийся проходит уже известный путь. Все, что он изучает, уже кем-то открыто, вылизано, узаконено, вопросов нет. И учащийся должен запомнить этот правильный известный путь и никогда с него не сходить.

И в этом суть нашего образования. Продукт нашего образования — человек, не делающий ошибок там где все известно. Исполнитель, безукоризненно выполняющий команды руководства.

Жизнь

Вроде все понятно. Человечество прошло какой-то путь, на этом пути изучило некие законы. Изобретать велосипед два раза не надо. Учи людей идти по известному — производить товары и кормить людей. И все будет хорошо.

Тогда откуда кризисы? Откуда производственные трудности и даже катастрофы?

Наверное потому, что жизнь постоянно меняется. Меняется количество людей, меняется качество людей (больше молодых, меньше старых или наоборот). Погода, в конце концов.

И все известные пути необходимо корректировать под меняющиеся условия жизни постоянно.

А вот этому-то в школе и не учат!

Ошибка как она есть.

Кажется Эдисон сказал, что как-то он открыл 1000 способов как не надо что-то там делать. А как надо пока еще не нашел.

Представьте себя находящемся в плотном тумане. Вам нужно идти. Вы делаете шаг и упираетесь в стену. Ошибка. Будете ли вы делать следующий шаг в том же направлении? Ну, конечно же нет. Далее вы делаете шаг вправо. Удача, стены там нет.

И все. Все остальные люди пойдут за вами вправо.

Потом будет открыт закон о повороте направо и выведены соответствующие формулы. А та самая ошибка будет подтверждением этого закона.

Что же получается? А получается, что ошибка не дает делать неправильно. И она практически неизбежна. Неясно куда идти пока не сделаешь шаг.

Чтобы идти вперед приходится набивать шишки и…получать удовольствие от нахождения правильного пути.

Бегущие по граблям.

Давайте вернемся к нашей системе образования. Ошибка это плохо, за ошибку получай два балла.

Итак, человек (отличник) в тумане делает шаг и упирается в стену. Ошибка, ужас, скорей назад.

И далее все — я неудачник, никаких шагов делать больше не буду. И никому не скажу о стене, чтоб дураком не называли. Или, чтоб премию не сняли или вообще не уволили.

Есть более упорные. Они пытаются сколько есть сил. Но нащупать правильный шаг совсем непросто. Да и жизнь не стоит на месте. Сегодня стена прямо, завтра она направо, а послезавтра вверху. Вот пытается ищущий найти выход и не может. Одни шишки. Бег по граблям.

И все. Человек уходит на наемную работу. Там все просто и надежно. Начальник правда….Но пережить можно.

А как надо?

Представим себе, что нам с детства разрешали делать ошибки. И не помогали искать выход. Разве что подбадривали да сил придавали (кормили).

Тут сам по себе напрашивается вопрос о знаниях. Знания бывают внешние и внутренние. Внешние это когда тебе подсказали выход – родители, учителя, учебники. Внутренние это когда выход родился у тебя внутри. Во сне или среди дня, неважно.

Одно внутреннее знание гораздо ценнее тысячи внешних. Вспомним институт – выучил очень много внешних знаний, сдал экзамен на «отлично» и на другой день все забыл.

Внутреннее знание это на всю жизнь. А может и не на одну.

Я думаю, что в институте из множества внешних знаний рождается несколько внутренних и именно эти внутренние и помогают человеку в дальнейшей жизни.

Вот и мистики говорят, что абсолютно все знания мира содержатся в каждом человеке в запакованном виде. Надо только распаковать)))

Итак, если человека с детства приучать «распаковывать» свои внутренние знания и хвалить в случае успеха, то будет получаться как минимум счастливый человек. Ведь это невероятная радость – мучиться и в конце концов найти решение.

А сколько уверенности в собственные силы это придает человеку!

Новая система образования.

Новая система образования должна быть примерно такой.

Ошибка — никакой оценки.

Нежелание разбираться и искать решение — 2 балла.

Поиск решения, но правильного ответа пока нет — отсутствие оценки.

Есть правильный ответ, но путь длинный и затратный — 3 балла.

Правильный ответ, полный, хорошо работающий — 4 балла.

Любой правильный ответ после долгих поисков — 5 баллов.

Резюме

1.    Нас учат делать известные всем вещи в известном мире.

2.    В жизни громадное количество вопросов, решению которых нас не учат.

3.    Крах терпит лишь тот, кто не совершает попыток, а успех измеряется тем, как вы справляетесь с разочарованием.

4.    Ошибки это не хорошо и не плохо. Они позволяют найти правильный путь.

5.    Человек, умеющий справляться со своими ошибками, становится самостоятельным и уверенным. И очень приятным в общении)))

 

Если вам понравилась эта статья и вы хотите читать мои статьи в первых рядах, подписывайтесь на новости моего сайта.

Подпишитесь на радость

Ваш email:
email рассылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.