Еще в школе у меня появилось желание сыграть первую часть лунной сонаты Бетховена на фортепиано. Но все было не досуг. Не было времени. И вот я на пенсии и это желание заиграло с небывалой силой.
Сразу взяться за Бетховена у меня не хватило духу, и я поступил в школу Гитардо, где сейчас обучаюсь игре на фортепиано.
В школе мы проходим уроки. Каждый урок – это музыкальное произведение, на котором мы учимся определенным музыкальным приемам и которое мы должны сыграть, чтобы завершить урок.
Конечно, если хочешь достичь какой-то цели, она, эта цель, должна быть предельно ясна и понятна. Необходимо ясно представлять в каком направлении продвигаться.
Но во время ее достижения совсем не обязательно об этой цели думать. Гораздо веселее проходить путь вживую, а не в уме. Да и сама цель не может стать «живой» пока она не достигнута.
Например, цель находится на расстоянии 100 км. Сначала появляются мысли, что это очень далеко, сил не хватит, у меня не получится, я же не спортсмен, коленки болят, устал, щас лягу и делайте со мной, что хотите.
Но вот зачем о думать о цели все 100 км? Что, если просто передвигать ноги в нужном направлении?
У японцев есть такая мудрость:
Сиди тихо, ничего не делай
Придет весна
Трава вырастет сама
Люди не очень-то понимают эту мудрость, ну, на то она и мудрость.
Лично для меня эта мудрость означает – просто передвигай ноги, просто продолжай. Просто продолжай и весна придет, цель будет достигнута.
Цель, которую нужно достичь на уроке, показывает наш учитель Александр в начале каждого урока. То, как он играет — это, конечно, не 100 км, это что-то, близкое к бесконечности. Но, слава Богу, Александр в уроке приводит и несколько упрощенную цель, которая вполне достижима.
Когда я в первый раз пытаюсь сыграть урок, ничего не получается.
И вот тут уместно вспомнить про китайское понятие «великая лошадь». Великая лошадь – это лошадь, которая не поднимает пыль и не оставляет следов. Делает она тоже самое, что и ломовые лошади, которые неимоверными усилиями, кровью и потом достигают результата. А великая даже пыль не поднимает. Кажется, что она просто играет и радуется.
Потому и великая.
На следующий день у меня опять ничего не получается. Пытаюсь, нажимаю клавиши – не получается. Вспоминаю о великой лошади и продолжаю.
И на следующий день не получается.
И на следующий.
Продолжаю, всегда помню про великую лошадь и сижу тихо – просто продолжаю.
Ведь можно работать над уроком и при этом радоваться тому, что есть: гладким белым клавишам, гладким и узким черным клавишам (мои любимые), звукам, которые появляются при нажатии клавиш, мелодии, если нажимать несколько клавиш подряд. И еще много чему. Просто тому, что сидишь за фортепиано.
А если радость и удовольствие притупились, то я советую поделать что-нибудь другое. Я лично хожу на природу, например. Или полы мою. Или посуду.
Но вот, однажды, солнечным утром, пальцы вдруг, каким-то волшебным образом, как бы сами по себе, начинают попадать на нужные клавиши.
Смотрю на них сверху, а они – попадают!
И это означает, что, всё, свершилось! Весна пришла, показалась трава.
Конечно, еще темп не тот, и ошибок много. Но уже каждый день видишь улучшения, играешь все быстрее и увереннее.
Это как у нас в атомной энергетике, когда была введена в строй очередная атомная электростанция, в местной газете написали: …и ток, сначала медленно, как бы спотыкаясь, но затем все быстрее и увереннее потек по проводам.
И вот, наконец, уже не просто играешь, а вкладываешь эмоции в свое исполнение.
Всё, трава выросла, появилось буйство жизни. Можно сдавать урок на проверку, исполнять его близким, соратникам по школе, друзьям, совсем незнакомым людям.
И…переходить к следующей цели — к следующему уроку.